«А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно.» (И.А.Бунин)
В 2020 году отмечается 150-летний юбилей со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина – писателя, внесшего выдающийся вклад в отечественную и мировую культуру, первого российского Нобелевского лауреата по литературе.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2018 года № 464 «О праздновании 150-летия со дня рождения И. А. Бунина» в Орловской области, наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Воронежем и другими регионами страны, будут проводиться различные мероприятия: выставки, творческие вечера, конкурсы чтецов, рисунков, фестивали, и многое другое.
Одно из них — выставка произведений российских художников, представляющих ФБГУ «Российская академия художеств, ФБГО УВО «Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки», ФБГО УВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова», ФБГОУВО «Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова», ФБГОУВО «Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств».
Выставка проводится в БУК ОО «Областной выставочный центр» с 21 октября по 15 ноября 2020 г.
Одна из задач ее проведения – более широкое обращение жителей России и всего мира к литературному наследию писателя, осмысление его творчества на современном этапе развития общества всеми средствами искусства, в том числе изобразительного.
А выставке принимают участие:
- академики Российской академии художеств Желваков В.Ю., Ромашко Е.В., Бубнов В.А., Сидоров Н.П., члены-корреспонденты Российской академии художеств Машков И. Г., Москвитин С. Г. , Слепушкин Д. А., Штейн В. А..
- Желваков В. Ю.
Академик Российской Академии художеств
Народный художник России
- Ромашко Е.В.
Академик Российской Академии художеств
Народный художник России
- Бубнов В.А.
Академик Российской Академии художеств,
Заслуженный художник РФ
- Сидоров Н.П.
Академик Российской Академии художеств,
Заслуженный художник РФ
- Машков И. Г.
Член-корреспондент Российской академии художеств,
Заслуженный художник РФ
- Москвитин С. Г.
Член-корреспондент Российской академии художеств,
Заслуженный художник РФ
- Слепушкин Д. А.
Член-корреспондент Российской академии художеств,
Заслуженный художник РФ
- Штейн В. А.
Член-корреспондент РАХ.
- Лапин И.В.
Заслуженный художник Российской Федерации
- Преподаватели ФБГО УВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова» Григорьев А.А., Лысенков И. А, Черный В. А., Чуданов С. Э., Шанин А.С.
- Студенты ФБГО УВО «Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки» Абросимова С.В., Андрияка С.С., Белавина Н.О., Березин Д.Ю., Васильева Елена, Веприкова А. А., Глюмова Л.Ф., Гольцова Л.А., Данилов А.В., Ефремова Марина, Лебединская Е., Малкина А.О., Приймук Полина, Шеронова Марина.
Формирование и становление таланта И. А. Бунина неразрывно связаны с Орловской землей, началом его профессиональной литературной деятельности.
В экспозиции выставки представлены пейзаж, портрет, иллюстрации к произведениям И. А. Бунина.
«Так любить природу мало кто умеет, как это умеет Бунин. Мир Бунина — это мир зрительных и звуковых впечатлений» писал А.А. Блок.
Литературоведы обращали внимание на живописность прозы Бунина. Так, Олег Михайлов писал, что для некоторых бунинских рассказов 1910-х годов лучшим иллюстратором мог бы стать Михаил Нестеров.
Он словно не пишет, а рисует словами живописные картины. Поэт не просто восхищается красотой природы, а водит кистью художника, запечатлевающего пейзаж на полотне. «Живопись словом» присуща в полной мере и прозаическим и поэтическим произведениям Бунина. Писатель восхищенно рисует родные места с их хлебными полями, синими черноземами и белой тучной пылью степных дорог, с овражками, заросшими дубняком, с покалеченными ветром лозинами, с березовыми и липовыми аллеями усадеб, с травянистыми рощицами и тихими луговыми речками. Как кисть художника подмечает и отражает на холсте все эти детали, придавая обычным и привычным вещам неповторимую красоту и очарование, так и Бунин мастерским словом передает и одушевляет каждый листочек, каждую травинку, каждый лепесток. Так, например, в рассказе «Золотое дно», восхищаясь красотой русских лесов и полей, широко используя эпитеты, писатель старается передать читателю представшую перед ним яркую картину, наполненную разнообразием красок, звуков и запахов: «А лес-то!.. славный лес. Горько и свежо пахнет березами, весело отдается под развесистыми ветвями громыхание бубенчиков, птицы сладко звенят в зеленых чащах… На полянах, густо заросших высокой травой и цветами, просторно стоят столетние березы по две, по три на одном корню. Предвечерний золотистый свет наполняет их тенистые вершины. Внизу, между белыми стволами, он блестит яркими длинными лучами, а по опушке бежит навстречу тарантасу стальными просветами. Просветы эти трепещут, сливаются, становятся все шире… И вот опять мы в поле, опять веет сладким ароматом зацветающей ржи, и пристяжные на бегу хватают пучки сочных стеблей…»
Столько красок, тепла и света, столько радости, роскоши и величия в описании леса в произведениях писателя. Мы словно сами окунаемся в волшебство этого царства природы — такого яркого, многогранного, такого живого! А когда мы попадаем в раннее весеннее утро, скованное легким морозцем, где хрустит тонкий лед, или в грустный осенний сад, наполненный запахом мокрой листвы, или в ночную зимнюю вьюгу, или оказываемся посреди летнего поля, где в «серебряно-матовых отливах ходит молодая рожь», — то все эти картины окружающего мира превращаются в наши личные переживания, оживая на наших глазах и вызывая лирические воспоминания и мечты.
В произведениях Ивана Бунина мы встречаем множество вдохновенных описаний природы, быта деревни и мелкопоместной усадьбы. При этом пристальное внимание писатель уделяет деталям интерьера, пейзажа. Так, он никогда не ограничивается сообщением о том, что путник прилег отдохнуть под деревом, — обязательно называет и дерево, и птицу, чей голос слышен в ветвях, и травы, и цветы, и животных, которых этот путник видит вокруг. Бунин всегда рисует фон, на котором разворачивается событие или действует персонаж: «Старые глубокие калоши кондуктора были в засохшей грязи, хлястик шинели висел на одной пуговице. Бревенчатый мостик, по которому он шел, лежал косо. Дальше, возле рвов, промытых вешней водой, росли чахлые лозинки. И Кузьма невесело взглянул и на них, и на соломенные крыши по слободской горе, на дымчатые и сиреневые тучи над ними, и на рыжую собаку, грызшую во рву кость…» («Деревня»). Причем автор делает акцент даже на самых мелких деталях и особенностях: «На окраине слободы, возле порога глиняной мазанки, стоял высокий старик в опорках. В руке у старика была длинная ореховая палка, и, увидав проходящего, он поспешил притвориться гораздо более старым, чем был, — взял палку в обе руки, поднял плечи, сделал усталое, грустное лицо. Сырой, холодный ветер, дувший с поля, трепал космы его седых волос…» («Деревня»). При описании человека такие детали помогают уже с самой первой встречи составить впечатление о персонаже, глубже проникнуть в характер героя, зримо представить его перед собой: «Годам к сорока борода Тихона уже кое-где серебрилась. Но красив, высок, строен был он по-прежнему; лицом строг, смугл, чуть-чуть ряб, в плечах широк и сух, в разговоре властен и резок, в движениях быстр и ловок. Только брови стали сдвигаться все чаще да глаза блестеть еще острей, чем прежде» («Деревня»).
Творчество И.А. Бунина – блестящий образец неразрывного художественного языка с живописью. В стороне далекой от родного края.
Бунин мыслил категориями художников – свет, воздух… Поэзия и проза также сосуществуют в любом его тексте. О чем бы он ни писал, он создавал прежде всего зримый образ, давая волю целому потоку ассоциаций, увлекая за собой читателя я яркий мир его восприятия.
Иллюстрацией живописности художественного творчества И.А. Бунина могу служить следующие его сторки.
Снится мне приволье тихих деревень, В поле при дороге белая береза, Озими да пашни — и апрельский день. Ласково синеет утреннее небо, Легкой белой зыбью облака плывут, Важно грач гуляет за сохой на пашне, Пар блестит над пашней… А кругом поют Жаворонки в ясной вышине воздушной И на землю с неба звонко трели льют. В стороне далекой от родного края Девушкой-невестой снится мне Весна: Очи голубые, личико худое, Стройный стан высокий, русая коса. Весело ей в поле теплым, ясным утром! Мил ей край родимый – степь и тишина, Мил ей бедный север, мирный труд крестьянский, И с приветом смотрит на поля она: На устах улыбка, а в очах раздумье — Юности и счастья первая весна! Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. Догорел апрельский светлый вечер, По лугам холодный сумрак лег. Спят грачи; далекий шум потока В темноте таинственно заглох. Но свежее пахнет зеленями Молодой озябший чернозем, И струится чище над полями Звездный свет в молчании ночном. По лощинам, звезды отражая, Ямы светят тихою водой, Журавли, друг друга окликая, Осторожной тянутся гурьбой. А Весна в зазеленевшей роще Ждет зари, дыханье затая, — Чутко внемлет шороху деревьев, Зорко смотрит в темные поля. Полями пахнет, — свежих трав, Лугов прохладное дыханье! От сенокосов и дубрав Я в нем ловлю благоуханье. Повеет ветер — и замрет... А над полями даль темнеет, И туча из-за них растет, Закрыла солнце и синеет. Нежданной молнии игра, Как меч, блеснувший на мгновенье, Вдруг озарит из-за бугра — И снова сумрак и томленье... Как ты таинственна, гроза! Как я люблю твое молчанье, Твое внезапное блистанье, — Твои безумные глаза! Шли вдоль пустынных берегов Над диким синим лукоморьем, В глухом бору, среди песков. Был летний светозарный полдень, Был жаркий день, и озарен Весь лес был солнцем, и от солнца Веселым блеском напоен. Узорами ложились тени На теплый розовый песок, И синий небосклон над бором Был чист и радостно-высок. Играл зеркальный отблеск моря В вершинах сосен, и текла Вдоль по коре, сухой и жесткой, Смола, прозрачнее стекла... Мне снилось северное море, Лесов пустынные края... Мне снилась даль, мне снилась сказка — Мне снилась молодость моя.