8 сентября — 2 октября персональная выставка произведений Народного художника России, академика Российской академии художеств Вячеслава Юрьевича Желвакова

С 08 сентября по 02 октября 2022 г. БУК ОО «Туристский информационно-выставочный центр Орловской области» будет проходить  выставка произведений Народного художника России, академика Российской академии художеств Вячеслава Юрьевича Желвакова.

В экспозицию включена 131 работа художника.

В.Ю.Желваков родился в 1956 году в г. Яранске Кировской области.  В 1982 г. закончил Московский Государственный Академический художественный институт им. В.И.Сурикова (мастерская станковой графики).

Более чем за 30 лет творческой деятельности В.Ю.Желваковым создано более З000 произведений графики, живописи, плаката и монументального искусства. Он является участником крупнейших выставок, проходящих как в России, так и за рубежом. Выставки его произведений проходили в России, США, Великобритании, Португалии, Греции, Германии, Турции, Японии, Франции и в других странах.        Произведения художника находятся в крупнейших российских музеях, в галереях и частных собраниях за границей.

 В.Ю.Желваков — прекрасный мастер, виртуозно владеющим тиражной и оригинальной графическими техниками: офортом, автолитографией, пастелью, карандашным рисунком.

Выставка стала итогом многолетней работы, впитавшей в себя впечатления и раздумья — результаты поездок по стране и миру, общения с коллегами и учениками, а именно студентами академий Ильи Глазунова и Сергея Андрияки, где он преподает многие годы.

В.Желваков щедро делится своими знаниями и опытом с учениками, всегда помня о своих наставниках и учителях. Конечно, в первую очередь он благодарен судьбе и своему отцу Юрию Андреевичу, заслуженному художнику России, который всю жизнь провел в Яранске и посвятил себя творчеству. Среди наиболее известных его педагогов в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова были Николай Пономарев, Борис Успенский, Анатолий Якушин, а в мастерской графики студии Академии художеств СССР — Орест Верейский. Каждый из них дал своему воспитаннику понимание основ профессиональной культуры, то же самое Желваков передает своим студентам. Все это обогатило его природный дар, эрудицию, обеспечило предпосылки к появлению неповторимой авторской интонации, самостоятельности образного мышления, свободы самовыражения.

Диапазон произведений художника столь обширен, что подобен особого рода исторической энциклопедии, ставшей фундаментом исследования художником сегодняшней жизни общества.

На выставке представлены серии графических работ «Труды и дни Михайло Ломоносова», «Жители БАМа» «Обитаемый космос», «Нормандия Неман», «Легенда о Нормандии», «Ночной полет ВВС», «Мастер», «Полководцы»

Включены в экспозицию пастельные пейзажи и листы с архитектурными элементами, выполненные художником во время поездок по русскому Северу, и другим местам.

Книжная иллюстрация занимает важное место в творчестве художника-графика. Вячеслав Юрьевич считает, что в оформлении «главное — любовь к книге и желание понять стиль писателя». На выставке представлены иллюстрации к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита», иллюстрации к произведениям Н.Гоголя «Вечера на хуторе близь Деканьки», Яна «Батый».

При всем разнообразии прочтения и восприятия одного из самых загадочных, фантасмагорических в литературе трудов «Мастер и Маргарита» вбирает в себя многослойные ракурсы философских размышлений автора о вымышленных и реальных явлениях нашего бытия.

Не каждому дано взять на себя смелость и ответственность стать «соавтором» писателя и драматурга такого уровня, как Булгаков.

Вячеслав Желваков обратился к изучению и прочтению романа в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Конечно, он уже видел опыты иллюстрирования произведения, вошедшего в классику нашей литературы, но, он искал собственную версию его прочтения, исследовал персонажей как бы изнутри, примеряя на себя обличия и натуру противоречивых характеристик действующих лиц.

В отличие от сценических решений и экранизации этого до сих пор не понятого до конца произведения Булгакова, где коллективное творчество почти всегда играет господствующую роль, В.Желваков, на основе собственного прочтения романа, берется за непостижимую, казалось бы, задачу изобразительного воплощения собственного представления о романтической мистике драматических коллизий романа, где от сатиры и иронии до сарказма и гротеска Булгаков словно воспроизводит свой личный жизненный и творческий опыт, связанный с судьбой самого мастера, то есть себя, и Маргариты, его музы и жены.

Триада ирония-сарказм-гротеск как высшая форма художественного самовыражения всегда была присуща выдающимся произведениям мировой классики.

В.Желваков исследовал и обобщал творческий опыт иллюстрирования масштабных философских решений таких мастеров отечественной книжной графики, как Андрей Гончаров, Владимир Фаворский, Михаил Верхоланцев, Сергей Харламов, Игорь Макаревич, Сергей Алимов, Андрей Костин, Гариф Басыров, Дмитрий Санджиев.

Более чем в 50 иллюстрациях — форзацах и заставках к роману Булгакова у В.Желвакова нередко видится угрожающе драматичные, фантасмагорические видения: происходит своеобразная замена реального на воображаемое и наоборот. Подобные метаморфозы не отменяют достаточно точного отображения текстовых характеристик, описаний внешности и мотиваций поступков булгаковских персонажей.

На трагическую содержательную полифонию романа откликается не только формально стилистическая пластика иллюстративного сопровождения отдельных глав, но и техника исполнения, приемы визуализации образов: от классически завершенных реалистических заставок, определяющих место действия, до ирреальных картин, подобных сновидениям и предчувствиям, выполненных с использованием цветовой партитуры, подобной свето- и цветомузыке Скрябина.

Действующие лица романа Михаила Булгакова — Берлиоз и Иван Бездомный, профессор Стравинский, Мастер и Маргарита, Кот Бегемот и Марк Крысобой, Понтий Пилат, Иешуа и Каифа, Воланд — отображены в графике Желвакова не буквально по тексту, а в авторской аранжировке, что дает возможность читателю-зрителю варьировать представление о них на свой лад.

Обращение к мировой классике — произведениям Гофмана и Гете, Гоголя и Достоевского — во многом предвосхитило интерес художника к наследию Булгакова, позволило ему так многогранно изобразить волшебный мир, приоткрыть тайну нравственного поиска писателя абстрактной истины «по ту сторону добра и зла», придавшего его главному произведению характер романа-притчи.

Только такой большой мастер, обладающий незаурядным талантом, творческим воображением и практическим опытом, как Вячеслав Желваков, вправе взяться за изобразительное решение, которое было бы адекватным магии булгаковского слова. 

Интерес к истории Отечества, идея воссоздания в народной памяти подвигов его героев нашла воплощение в цикле графических листов «Полководцы России», где автору удалось отразить и воссоздать героические страницы подвигов наших предков: Александра Невского и Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, Александра Суворова и Михаила Кутузова, Михаила Скобелева и Георгия Жукова… Каждому образу соответствует конкретная историческая символика, представленная в своеобразных картушах, обрамляющих изображения славных сынов Отечества.

Ретроспективная экспозиция произведений Вячеслава Желвакова дает убедительное представление о верности мастера своему призванию, о широте творческого кругозора, приверженности великим традициям мирового искусства, о педагогическом даре, который он воспринял от своих старших коллег и наставников.

Его искусство обладает самостоятельной стилистикой, эстетикой, философской познавательностью и открытостью к диалогу со зрителем.

Возрастной ценз 6+

Пресс-релиз создан на основе публикации академика, члена Президиума Российской академии художеств, главного редактора журнала «Третьяковская  галерея» А.И.Рожина.