30 сентября — 18 октября — тематическая художественно-этнографическая выставку «Потаенная Русь»

В соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 7 июня 2016 г. № Пр-1104 и поручением Аппарата Правительства Российской Федерации от 7 июля 2016 г. № П44-34082, решениями заседания Оргкомитета министерства культуры России по подготовке и проведению мероприятий, посвященных празднованию 400 летия со дня рождения святого Икона протопопа Аввакума, в БУК ОО «Областной выставочный центр» с 30 сентября по 18 октября 2020 г. проходит тематическая художественно-этнографическая выставку «Потаенная Русь», посвященная этой дате.

Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области «Орел-регион» о выставке «Потаенная Русь».

В экспозиции представлены 37 живописных произведений, проект памятника священномученику протопопу Аввакуму близь Духовного училища на Рогожском, «Девятичный квадрат благодати», рукописные книги: Евангелие, Псалтырь , Летописи Иоанна Златоуста 18 — 19 веков, лестовки 19 века, кацея, блюдо для святой воды, облачения протопопа, старообрядческие иконы.

Это собрание произведений изобразительного искусства и этнографических предметов посвящены истории и современности старообрядчества в России.
Многие художники — участники выставки являются представителями древних старообрядческих родов или прихожанами Русской православной старообрядческой церкви. Это такие авторы, какакадемик РАХ, Народный художник России Е.В. Ромашко, член-корреспондент РАХ, заслуженный художник России О.И. Молчанов, член-корреспондент РАХ, заслуженный художник России Д.А. Слепушкин, художники Д. Гусев, Дареев А.А., Шадчнева М.И., Подшивалов А.Г.

Координатором проекта и участников выставки является член-корреспондент РАХ, заслуженный художник России О.И. Молчанов.

На выставке представлены следующие произведения:

Ромашко Е.В. Академик РАХ, Народныйц художник РФ:

1. «В этом направлении. Деревня Салпа». Х., м. 60х80. Х., м. 2019г.

2. «Весенний день. Чемая». Х., м. 70х120. 2019г.

3. «Изборск». Х.,м. 60х120. 2018г.

Молчанов О.И. Член-корреспондент РАХ, Заслуженный художник РФ:

1. «Николо-Улеймский монастырь». Х.. м. 60х110. 2018г.

2. «На Рогожском». Х., м. 60х80. 2018г.

3. «Вечерня в селе Стрельниково». Х., м. 60х90. 2015г.

4. «Журчит река Серебрянка». Х., м. 50х70. 2015г.

5. «Свет весны. Р. Воря». 60х70. 2017г.

6. «Рогожское на Жен Мироносиц». Х,, м. 60х90. 2017г.

7. «Тропарь Воскресенью». Х., м. 80х90. 2015г.

8. «Намоленый храм Рождество». Х., м. 90х90. 2019г.

9. «Пасхальная радость». Х., м. 70х90. 2019.

10. «Сказка Рождества». Х., м. 70х55. 2015г.

11. «Во власти инея». Х.,м. 120х60. 2011г.

12. «Зодчество Ростовского кремля». Х., м. 60х121. 2008г.

13. «Памятная сень к 400-летию рождения священномученика протопопа Аввакума.»

14. Проект памятника священномученику протопопу Аввакуму близь Духовного училища на Рогожском. Цв., печать. 70х50.

15. «Девятичный квадрат благодати». (Состоит из 9 подрушников, используемых в Богослужении при земных поклонах).

Слепушкин Д.А. Член – корреспондент РАХ, Заслуженный художник РФ:

1. «Древний Херсонес». Х., м. 35х55. 2011.

2. «Палаты купца Опарина». Х., м. 35х55. 2015г.

3. «Девушка со свечой» Х., м. 120х60. 1993г.

Рыженко П.В. Заслуженный художник РФ.

1. «Осенние листья». Х., м. 50х90. 2009г.

Гусев Д.А.

1. «Казаки – некрасовцы». Б., акв., белила. 2018г.

2. «»Девушка в старорусском костюме». Б., акв.

3. «Александр Емельянов». Х., м. 60х40. 2019г.

.4. «Михаил Панкратов». Х., м. 60х30.

5. «Женский портрет». Х., м.55х80.

6. «Мужской портрет». Х., м. 30Х20.

Дареев А.А.

1. «Мастеровой», Х.. м. 90х85. 2015г.

Шадчнева М.И.

1. «Строительство храма».

2. «Сбор урожая». Б., кар.

3. Эскиз росписи. Б., акв. 30х40.

4. Эскизы к росписи. Б., кар. 70х50.

Х., м. 60х50. 2019г.

5. «Старообрядка». Х., м. 60х45. 2019г.

Подшивалов А.Г. «Жду гостей», Х., м. 70х140. 2017.

На картине «Вечерняя в Стрельникове», изображено село Стрельниково, основанное старообрядцами стрельцами в 5 км от Костромы. Храм Покрова знаменит был своими хорами, в нем служил епископ Петербургский Геронтий (Лакомкин). В настоящее время там проходят регулярные службы. Настоятель Храма о. Павел Кузнецов.

На картине «Интерьер на Рождество» изображён интерьер
храма Покрова Пресвятой Богородицы села Стрельникова, левый крылос.
На картине»Тропарь Воскресению Христову» Изображëн правый крылос Покровского храма села Стрельникова.

На картине «Рождество на Рогожском» показан вид Рогожского: памятная Колокольня, Никольский, Покровский, Рождественский храмы, правее здание мирополии РПСЦ.

На картине «Улеймский монастырь» изображен Улеймский свято-никольский старообрядческий женский монастырь — единственный действующий старообрядческий монастырь. Он находится в 11 км от г. Углича в селе Улейма, на реке Улейма. В Улеймском монастыре три храма:Введенский, Никольский, Троицкий. 12 инокинь. Игуменья матушка Олимпиада.

На картине «Рогожское на Жен мироносиц» изображены все храмы Рогожского посëлка. На переднем плане старинное рогожское кладбище, где покоятся самые знаменитые рода русских старообрядцев: Морозовы, Рябушинские, Кузнецовы и другие. Слева — Никольский храм, занятый правящей церковью при Николае 1. Далее — Покровский собор где ежедневно идут службы, Христорождественский собор с размещëнной экспозицией по старообрядчеству, (колокольня с храмом построена по проекту Горностаева в 1907 в память о «Манифесте Николая II о распечатывании алтарей Рогожского).

Протопоп Аввакум – самый яркий и влиятельный идеолог старообрядчества и лидер «ревнителей древнего благочестия», не принявших в XVII веке церковные реформы патриарха Никона. Его самоотверженность, верность своим убеждениям, мужественная защита своих взглядов перед людьми, наделенными властью, оказали широкое влияние на современников и до сих пор вдохновляют последователей, наследников строгой и аскетической культуры старообрядчества.

Протопоп Аввакум — фигура пожара. Дар слова редкостный — до попадания навечно в памятники древнерусской словесности, сила несправедливости, давящая на его личность всей махиной государственной машины, — невероятная, сила сопротивления этой несправедливости — перекрывающая силу давления!

О
н жил во времена огромного разворота, который совершала страна, — исторического, культурного, цивилизационного, технологического. Россия разворачивалась в сторону лучших технических и культурных достижений современности, догоняла Амстердам в технологиях. И догнала, по мнению лучших исследователей, довольно быстро и достаточно органично. Но… В этом беге не задала себе необходимые духовные и культурные вопросы, по-настоящему не начала и не закончила спор о Боге и человеке. Собственно, Аввакум был главной фигурой этого спора. Главным несогласным. Но не по причине вредности или несоразмерных амбиций, а по желанию разобраться, и ни за что, ни за какие блага и резоны не предать истину.

Это фигура человека, который не забудется никогда. И не только рачением чтущих его как святого старообрядцев и призывающим сегодня вспоминать его на волжских берегах и в Пустозерске, где его сожгли, но и своим нестираемым присутствием в общей русской жизни. Не обязательно старообрядческой.
Ряд участников выставки (О. Молчанов, Д. Слепушкин, Д. Гусев, Л. Милованов, Ф. Москвитин) принадлежат к кругу художников Рогожской заставы, с XVII являющейся духовным центром и средоточием жизни всего московского старообрядчества. В настоящее время здесь находится митрополия РПСЦ (Русской православной старообрядческой церкви). Вдохновленные особым бытом и строем жизни, обрядами и условиями, которые трепетно сохранялись в общине испокон веков в их первозданном виде, живописцы старались воссоздать образ Рогожской заставы как «хранительницы старых заветов». Художники продолжают традиции русской реалистической пейзажной живописи и создают лирический образ России, тонко передавая поэзию родной природы. К представленным на выставке полотнам по праву можно отнести слова писателя В. Распутина — «чистые, добрые, спокойные, тихие, располагающие к размышлению, к молитве, к пониманию глубоких истин».
Выставка «Потаенная Русьая» позволяет зрителю проникнуть в замкнутый мир старообрядческой общины, с его ее богатейшей культурной традицией и духовной историей. Живописные интерьеры храмов, запечатленные сцены богослужений, праздничные наряды жителей старообрядческой общины, фрагменты домашнего быта и пейзажи святых мест – все эти сюжеты, собранные в едином выставочном пространстве, дают возможность представить современную жизнь старообрядцев. 

«Обращение к старому — это не отказ от нового, это новое понимание старого. Это не задержка в развитии, какой была бы простая приверженность к старому, а скачок вперед… Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это деятельная память человечества, активно введенная в современность» (Академик Д. С. Лихачев).

Центральная мысль выставки заключается в том, что наша цивилизация Христоцентрична, а наша Церковь — не только хранительница Евангельской Истины, но и хранительница русскости, тех народных глубинных кодов, которые оживают в нашей традиции, которые помогут подняться нашему Отечеству и стряхнуть, по слову Валентина Распутина, чужебесие «заемных». В том числе навязываемых нам западных песен, образов и смыслов, обычно не мобилизующих, но расслабляющих и развращающих, не позволяющих осмыслить и осознать уникальность нашей Православной цивилизации.

Художники — участники выставки видят своей задачей явить народу лики наших великих предков, глядя в очи которых зритель может ощутить силу их духа и подвига и найти силы совершать подвиг спасения в наши дни. Показать святые места, где набирались предки наши благодати, где красота природы соединилась с красотой молитвенного подвига.

Дух заповедной Руси, не тронутой революциями, витает в этих картинах и наполняет сердце любовью к Отчизне, к живой традиции, к совечным, непреходящим смыслам Бытия.

На выставке посетители найдут древнерусскую культуру, не смытую временем, пролежавшую нетронутой сквозь века.

Сколько архетипических для нас образов (вроде той же боярыни Морозовой с картины Сурикова) не представимо для нас сегодня без Аввакума.

За многим в нас — наших чертах, упорствах, силе — стоит Аввакум. Напоминая, что не одни внешние победы правят миром. Но и внутренние — тоже.

К представленным на выставке полотнам по праву можно отнести слова писателя В. Распутина — «чистые, добрые, спокойные, тихие, располагающие к размышлению, к молитве, к пониманию глубоких истин».

Выставка будет работать с 30 сентября по 18 октября 2020г.

Возрастной ценз 6+